В чем разница между вентилем и задвижкой

Бытует достаточно распространенное мнение о том, что между вентилями и задвижками нет практически никакой принципиальной разницы. Для многих вентиль представляет собой ту же задвижку более компактных габаритов. На деле между этими двумя устройствами имеются достаточно существенные различия. Хотя внешне они действительно схожи между собой.

 

Редкая трубопроводная система обходится без вентилей или задвижек. Такая трубопроводная арматура обеспечивает регулировку давления рабочей среды или ограничивать ее подачу. В задвижках это достигается за счет клина или дискового затвора, который перемещается в перпендикулярном направлении относительно движения потока. В вентилях дисковый или конусообразный запорный элемент движется в параллельном векторе.

 

Кроме того, существуют и другие различия. Корпус задвижки в подавляющем большинстве случаев имеет форму цилиндра. Перемещаемая субстанция проходит через него в прямом проточном направлении. Когда такое устройство находится в положении «открыто», то рабочая среда не встречает на своем пути никаких препятствий. Устройство корпуса вентиля намного сложнее. Оно выполняется таким образом, что внутри него поток дважды поворачивает под прямым углом. Это обеспечивает более высокое сопротивление в открытом положении и существенно снижает скорость.

 

Но самой главной разницей является функциональность устройств этих двух типов. Задвижка имеет только два рабочих положения: «открыто» и «закрыто». Вентиль же может иметь несколько промежуточных положений, что обеспечивает возможность регулировки скорости и давления. Эти особенности необходимо учитывать при принятии решения купить задвижку того или иного вида в каждом конкретном случае.

 

Что же касается физических размеров, то заглушки из-за своей конструкции действительно всегда значительно больше вентилей с аналогичными параметрами. Из-за разницы в длине хода затвора вентили закрываются и открываются гораздо быстрее. С другой стороны, присутствие в конструкции вентилей застойных зон повышают риски выхода из строя. Особенно при работе с вязкими веществами. Задвижку возможно установить только на прямом участке трубопровода, а ее «младший собрат» производится не только в проходных, но и в угловых вариантах. Зато задвижка гораздо лучше чувствует себя на трубопроводах больших диаметров. Так что, каждый из этих типов запорной арматуры имеет свои преимущества и недостатки.